Турция.ру - Место под солнцем! Отдых в Турции!
 
 
 

Полезная информация для выезжающих за границу

Вносится депутатами Государственной Думы
Алексеевым А.А., Бенедиктовым Н.А.,
Гамзатовой Х.М., Говорухиным С.С.,
Губенко Н.Н., Драпеко Е.Г., Кобзоном И.Д.,
Никифоренко Ю.В., Омаровым Г.З., Пешковым В.П.,
Родионовым Ю.Н., Сафроновым В.А., Сорокиным Н.Е.

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.12.96, № 49, ст. 5491) изменения и дополнения, изложив в следующей редакции:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее "граждане") на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок осуществления туристской деятельности и рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется :

- на отношения, возникающие в процессе осуществления публичной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по организации путешествий (поездок) государственных и муниципальных служащих, в связи с их профессиональной деятельностью;
- на деятельность общественных объединений и других видов некоммерческих организаций по оказанию услуг в сфере туристской деятельности исключительно своим членам (участникам) в рамках уставной непредпринимательской деятельности;
- на деятельность воздушных, морских, железнодорожных перевозчиков и их уполномоченных агентов по реализации их основных и сопутствующих услуг, если это не связано с туризмом.
- Отношения, предусмотренные абзацами третьим, четвертым и пятым настоящей статьи регулируются, соответственно, законодательством о государственной и муниципальной службе, о некоммерческих организациях и транспортной деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

государственная политика в сфере туристской деятельности - составная часть социально-экономической и культурной политики Российской Федерации, которая выражает отношение государства к туризму определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере туристской деятельности, а также отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
отдых - любая деятельность граждан Российской Федерации, направленная на восстановление и развитие их физических, интеллектуальных и эмоциональных способностей;
туристский рынок - составная часть единого рынка Российской Федерации, включающего в себя обращение товаров, работ, услуг и финансовых средств в сфере туристской деятельности;
туристская деятельность - туроператорская, турагентская деятельность, а также иная предпринимательская деятельность по оказанию услуг, связанных с туризмом.
туризм - временный выезд граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
туризм внутренний - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
турист (путешественник, отдыхающий) - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой или предпринимательской деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
туристский продукт (тур) - реализуемая по совокупной цене, предварительно разработанная комплексная туристская услуга, в состав которой входят как минимум две из ниже перечисленных услуг:
  а) перевозка;
  б) размещение;
  в) иные услуги в сфере туризма, не связанные с перевозкой и размещением, при условии, если обслуживание охватывается периодом от 24 часов до 6 месяцев подряд или предусматривает более одной ночевки;
услуги в сфере туризма - турпродукт (тур), услуги по размещению, перевозке, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов, услуги гида (гида- переводчика), а также иные услуги, предоставляемые в зависимости от целей туризма;
договор на туристское обслуживание - договор, в соответствии с которым одна сторона - туроператор (организатор туризма), обязуется оказать другой стороне туристу комплексную туристскую услугу своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона - турист обязуется уплатить установленную денежную сумму;
туроператорская деятельность (деятельность по организации туризма) - деятельность по формированию и реализации тура (турпродукта) , а также оказанию иных услуг в сфере туризма, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
турагентская деятельность - деятельность по реализации тура, а также оказанию иных услуг в сфере туризма, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; турагент, реализующий услуги туроператора (турагента), являющегося юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) по законодательству иностранного государства и предоставляющего такие услуги за пределами территории Российской Федерации, в отношении туристов - граждан Российской Федерации, рассматривается как туроператор;
экскурсионная деятельность - предпринимательская деятельность по организации посещений гражданами туристских ресурсов в познавательных целях в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставления услуг по размещению и охватывает период не более 24 часов;
слуги гида (гида-переводчика) - деятельность профессионально подготовленного физического лица по сопровождению туристов, ознакомлению их с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания, а также разъяснению исторических, культурных, художественных, природных и иных ценностей посещаемых объектов;
туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Статья 3. Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ПК), настоящим Федеральным законом, принимаемых в соответствии с ними Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону и Гражданскому кодексу.
В целях развития и совершенствования, государственной поддержки приоритетных видов туризма, туристской индустрии и туристских ресурсов Российская Федерация и ее субъекты в рамках своей компетенции вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения.

Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 4. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,
содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
осуществляет поддержку и защиту российских туристов, организаций туристской индустрии.

Статья 5. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей природной среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
- Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- применения комплекса мер, направленных на борьбу с эксплуатацией человека во всех его формах в сфере туристской деятельности, в том числе проституцией;
- недопущение сексуальной эксплуатации детей в коммерческих целях, а также предотвращение организованного секс-туризма;
- устранения насилия и преступности, которые представляют реальную угрозу туризму и туристским передвижениям в Российской Федерации;
- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации услуг в сфере туристской деятельности;
- установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
- налогового и таможенного регулирования;
- Предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот организациям туристской индустрии, занимающимся туристской деятельностью и оказывающим иные услуги в сфере туризма на территории Российской Федерации и привлекающих иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и иных организаций туристской индустрии в международных туристских программах;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Статья 6. Лицензирование, стандартизация и сертификация в сфере туристской деятельности

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также организаций туристской индустрии, сертификация услуг туроператоров, турагентов и иных услуг, предоставляемых туристам.
Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, других организациях туристской индустрии, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносятся в федеральный реестр.
Организация и проведение обязательной сертификации услуг туроператоров, турагентов, иных услуг, предоставляемых туристам, в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию туристской деятельности в Российской Федерации. Отказ туроператора или турагента, иных организаций туристской индустрии от обязательной сертификации услуг, отрицательный результат такой сертификации, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности.

Глава III. Права и обязанности туриста

Статья 7. Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

  • необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • благоприятную окружающую среду;
  • защиту и уважение человеческого достоинства туристов в Российской Федерации, а также в стране (месте) временного пребывания;
  • возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора на туристское обслуживание туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  • беспрепятственный доступ к средствам связи.

Статья 8. Обязанности туриста во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

  • соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
  • сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
  • соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
  • соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Статья 9. Предоставление льгот отдельным категориям туристов

Отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статья10. Формирование и продвижение туристского продукта

Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. На отношения туроператора и лиц, предоставляющих отдельные услуги, распространяются положения ст. 430 ГК о договоре в пользу третьего лица, если иное не предусмотрено договором и не противоречит его предмету.
Права и обязанности, ответственность сторон и иные условия договора между туроператором и турагентом определяются общими положениями главы 52 ГК об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором между ними, а также настоящим Федеральным законом.
Туроператор несет ответственность перед туристом за исполнение всех его обязательств, связанных с формированием и реализацией тура (турпродукта). Ответственность турагента определяется в рамках юридических и фактических действий, направленных на реализацию тура (турпродукта).
Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера.
Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование тура туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.
В целях реализации услуг в сфере туризма туроператоры, турагенты иные организации туристской индустрии осуществляют продвижение услуг (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).
При продвижении тура туроператор и турагент, иные организации несут ответственность за достоверность информации о предлагаемых услугах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если письменная информация о туре содержит все существенные условия договора, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом, и оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой (публичная оферта).
До заключения договора на туристское обслуживание турист вправе потребовать от туроператора (турагента) предоставления доказательств безопасности денежных средств туриста на случай несостоятельности (банкротства) туроператора (турагента) или его контрагентов, неисполнения (ненадлежащего исполнения) договора на туристское обслуживание туроператором (турагентом) и (или) его контрагентами, а также наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Статья 11. Договор на туристское обслуживание

1. Общие положения о договоре на туристское обслуживание

  1) Общие положения о договоре возмездного оказания услуг (глава 39 ГК) применяются к договору на туристское обслуживание, если это не противоречит ст. 11 настоящего Федерального закона.
  2) Договор на туристское обслуживание является публичным договором (ст. 426 ГК). В случае, если условия договора определены туроператором (турагентом) в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты туристом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом на отношения сторон распространяются также положения ст. 428 ГК о договоре присоединения.
  3) Если из договора не вытекает обязанность туроператора оказать услуги лично, туроператор вправе привлечь к исполнению обязательств по туристскому обслуживанию других лиц - исполнителей (организации туристской индустрии, оказывающие услуги в сфере туризма). В этом случае туроператор несет перед туристом ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств непосредственных исполнителей в соответствии с п. 1 ст. 313 ГК и ст. 403 ГК, а перед исполнителями ответственность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение туристом обязательств по договору.
  Если иное не предусмотрено договором, турист и исполнители услуг в сфере туризма не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с туроператором (турагентом).
  4) Заявления туроператора о том, что он заключает договоры только с лицами, обязующимися предоставлять отдельные виды услуг в сфере туризма (исполнители отдельных обязательств), не принимаются во внимание, если на основании иных обстоятельств будет доказано, что заявившее лицо исполняет обязательства, предусмотренные договором о туристском обслуживании, под свою личную ответственность.
  5) Отдельная оплата услуг, входящих в тур продукт, а также формирование турпродукта по конкретному заказу туриста не освобождают туроператора (турагента) от оказания всех услуг, входящих в турпродукт, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
  6) Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Туристу должна быть предоставления копия договора, подписанного уполномоченным лицом и заверенная печатью туроператора и (или) турагента.
  Письменной формой договора при наличии на это письменного согласия туриста признаются также формуляры и иные стандартные формы (правила туристского обслуживания), разрабатываемые туроператорами (турагентами) и зарегистрированные в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма, либо по его поручению уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

2. Замена туриста третьим лицом.

  1) Не позднее десяти дней до начала путешествия турист вправе произвести замену его в путешествии на третье лицо, за исключением случаев, если последнее не отвечает особым требованиям для участия в этом путешествии, либо его участие противоречит действующему законодательству.
  2) Туроператор (турагент) вправе потребовать от туриста возмещения дополнительных расходов, возникших вследствие такой замены. Турист и третье лицо несут солидарную ответственность перед туроператором (турагентом) за оплату тура и иных возможных расходов, связанных с уступкой договора.

  3. Существенные условия договора.

  К существенным условиям договора относятся:

  • информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
  • информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
  • достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
  • дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
  • порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • цена туристского продукта и порядок его оплаты;
  • минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
  • условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
  • порядок и сроки предъявления претензий туристом.
  • Дополнительные требования к организации туризма лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Качество, стоимость туристского обслуживания (тура) и порядок оплаты услуг.

  1) Качество туристского продукта должно соответствовать условиям договора, установленным в Российской Федерации стандартам, а также иным требованиям, предусмотренным Гражданским кодексом и законодательством в области зашиты прав потребителей. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, порядок и способы защиты нарушенных прав туристов при оказании туристского обслуживания определяются законодательством о защите прав потребителей.
  Если договором о туристском обслуживании не предусмотрено иное, к туроператору или турагенту, возместившему туристу все убытки, вызванные ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами туроператора, переходит в пределах выплаченной суммы право (требование) соответствующего возмещения. В этом случае турист обязан предоставить в распоряжение туроператора (турагента) все документы и иную информацию, необходимые для реализации данного права.
  2) Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания путешествия и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
  3) При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих качество оказываемых услуг туроператора (турагента) или их контрагентов, турист обязан немедленно заявить об этом туроператору (турагенту) или его представителю. В случае отсутствия такой возможности такое заявление должно быть сделано в сроки, установленные п. 2 настоящей статьи. Турист не вправе требовать уменьшения стоимости оказываемых услуг или их компенсации если он не сообщит о таком недостатке (недостатках) в установленные сроки.
  4) Цена туристского продукта включает в себя компенсацию издержек туроператора (турагента), стоимость услуг турагентов, отдельных исполнителей услуг в сфере туризма, а также вознаграждение туроператора (турагента).
  5) Изменение общей стоимости договора на туристское обслуживание (цены турпродукта), согласованной сторонами, возможно лишь в том случае, когда это предусмотрено договором и только при существенном изменении обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  В любом случае, изменение цены в сторону повышения не может быть произведено в течение 10 дней до начала путешествия, а его размер не может превышать 15 процентов от первоначальной стоимости тура. В случае, если превышение цены превосходит указанный в настоящем пункте размер, то турист вправе отказаться от договора, а туроператор (турагент) обязаны возвратить ему все полученные денежные средства.
  6) Конкретные условия путешествия, цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

5. Недобросовестные условия договора с туристом

Недобросовестные условия договора, ущемляющие права туриста признаются недействительными. К недобросовестным относятся, как минимум, следующие условия:

  • исключающие или ограничивающие ответственность туроператора (турагента) в случае смерти или причинения вреда здоровью туриста;
  • возлагающие на туриста в одностороннем порядке ответственность за неисполнение договора и освобождающие туроператора (турагента) от ответственности, либо позволяющие ему самостоятельно без обсуждения с туристом решать этот вопрос;
  • возвращать авансовые платежи, внесенные туристом в счет исполнения договора, если договор так и не был заключен;
  • возлагающие на туриста непропорционально высокие суммы неустойки за неисполнение договора;
  • позволяющие туроператору (турагенту) без предупреждения расторгать договор или продлевать его, изменять его условия;
  • устанавливать цену договора на момент начала оказания услуг, а не в момент заключения договора без предоставления туристу права расторжения договора, если цена окажется чрезмерно высокой.

6. Ограничение и освобождение от ответственности

1) Туроператор (турагент) может в договоре с туристом ограничить свою ответственность размером двойной платы стоимости туристского обслуживания (турпродукта), если:

  - вред, нанесенный туристу, не будет вызван умышленными действиями туроператора и его работников;
  - туроператор несет перед туристом единоличную ответственность за вред, возникший вследствие действий (бездействия) одного из исполнителей услуг, входящих в тур.
2) Если в отношении обязательств лица, предоставляющего отдельные услуги, входящие в тур, действуют законные предписания в соответствии с которыми требование о возмещение вреда возникает или вступает в силу лишь при наличии определенных ограничений либо это требование при наличии определенных условий исключается вообще, то на туроператора (турагента) в полной мере распространяется правовой режим таких предписаний и ограничений.
3) Туроператор или турагент не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажут, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы или по вине туриста.
Если вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы путешествию будет нанесен существенный ущерб, либо возникнет угроза невозможности его дальнейшего продолжения, то как турист, так и туроператор (турагент) могут расторгнуть договор.
В этом случае, если иное не предусмотрено договором, туроператор (турагент) утрачивает право на вознаграждение, а турист возмещает туроператору (турагенту) только фактически понесенные им расходы. Дополнительные расходы по обратной доставке туриста в страну (место) постоянного пребывания стороны несут в равных долях.

7. Расторжение и отказ от договора

1) До начала путешествия турист может в любой момент отказаться от договора с условием возмещения туроператору (турагенту) расходов, связанных с организацией путешествия, пропорционально стоимости услуг, оказанных до уведомления об отказе от исполнения договора.
2) В случае неисполнения, ненадлежащего исполнения договора туроператором (турагентом) и его контрагентами турист вправе расторгнуть договор на условиях и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и законодательством о защите прав потребителей.
3) Если в результате существенного нарушения договор расторгается туристом в период его нахождения в стране (месте) временного пребывания и условия договора на туристское обслуживание предусматривают его возвращение на постоянное место жительства (пункт отправления) туроператор (турагент) обязаны принять все необходимые меры по оплате расходов туриста, связанных с его досрочным возвращением, а также компенсировать стоимость не предоставленного обслуживания.
4) Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

  • ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
  • недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
  • резкое изменение курса национальных валют.

В случае изменений обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей и необходимости в существенном изменении условий договора на туристское обслуживание туроператор (турагент) немедленно сообщают туристу в письменной форме о характере таких изменений и возможных последствиях. В случае несогласия с предлагаемыми изменениями и, если об этих изменениях туристу стало известно до начала путешествия, турист имеет право расторгнуть договор.
В случае изменения или расторжения договора во время путешествия туроператор (турагент) утрачивает право на вознаграждение, а турист возмещает туроператору (турагенту) только фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено договором. Дополнительные расходы по обратной доставке туриста в страну (место) постоянного проживания стороны несут в равных долях.

Глава V. Объединения (союзы, ассоциации) организаций туристской индустрии, объединения туристов

Статья 12.Объединения (союзы, ассоциации) организаций туристской индустрии

Туроператоры и турагенты, иные организации туристской индустрии в целях координации их профессиональной деятельности, а также представления и зашиты общих интересов могут создавать объединения, ассоциации (союзы) и другие некоммерческие организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Объединения туристов

Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать некоммерческие организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Деятельность некоммерческих организаций туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

Глава VI. Туристские ресурсы Российской Федерации

Статья 14. Туристские ресурсы Российской Федерации

Классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Российской Федерации и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. Безопасность туризма

Статья 15. Обеспечение безопасности туристов

Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.

Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.

Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Статья 16. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.

Статья 18. Страхование при осуществлении туристской деятельности

В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.
Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.
В соответствии со ст. 935 Гражданского кодекса в Российской Федерации осуществляется обязательное страхование риска гражданской (договорной) ответственности туроператоров. Страховое возмещение по данному виду страхования должно покрывать затраты туриста по его возвращению в место постоянного проживания (пребывания), возмещение стоимости не предоставленных услуг, предусмотренных договором, возмещение убытков и неустойки, возмещение вреда, причиненного имуществу туристов, оплату иных непредвиденных расходов, вызванных нарушением договора на туристское обслуживание. Туроператор до заключения договора на туристское обслуживание обязан информировать туристов об условиях и размерах такого страхового возмещения.
Страховой полис на данный вид страхования должен быть действителен в течение всего срока действия лицензии на осуществление туристской деятельности. Минимальный размер страхового возмещения для туроператорской деятельности определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма по согласованию с органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью.
Порядок и условия осуществления страхования определяется законодательством о страховом деле.

Статья 19. Туристский гарантийный фонд

В целях защиты имущественных интересов российских туристов при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма создается Туристский гарантийный фонд (далее "Фонд").
Основной задачей Фонда является возмещение расходов туристов по возвращению их в страну (место) постоянного пребывания из-за невозможности продолжения путешествия, вызванной несостоятельностью (банкротством) туроператора (его контрагентов) или (и) наступления обстоятельств, освобождающих стороны от ответственности за исполнение обязательств ( обстоятельств непреодолимой силы).
Для получения лицензии на туристскую деятельность организации, осуществляющие туроператорскую деятельность, обязаны зарегистрироваться в данном фонде и внести гарантийный взнос.
Организационно-правовая форма Фонда, размер гарантийных взносов, порядок и условия его деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Глава VIII. Международное сотрудничество

Статья 20. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма

Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Статья 21. Ограничения деятельности иностранных инвесторов в сфере туристской деятельности.

В целях зашиты основ конституционного строя, прав и законных интересов российских туристов, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации создание на территории Российской Федерации коммерческой организации с участием иностранного капитала, осуществляющей туристскую деятельность в сфере выездного, въездного, внутреннего и социального туризма, а также экскурсионную деятельность допускается при условиях:

  • если участие иностранного капитала не превышает сорока девяти процентов уставного капитала коммерческой организации;
  • ее руководителем является гражданин Российской Федерации;
  • количество иностранных граждан в руководящем органе организации не превышает одну треть состава руководящего органа;
  • иностранный инвестор занимается туристской деятельностью (туроператорской, турагентской, иной деятельностью по организации туризма) в государстве его происхождения не менее 10 лет и известный там в этом качестве.

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации осуществление туристской и экскурсионной деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами и юридическими лицами возможно исключительно посредством участия в уставном капитале коммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если иное не установлено международным договором Российской Федерации услуги гидов (гидов-переводчиков) на территории Российской Федерации могут предоставляться исключительно гражданами Российской Федерации.

Статья 22. Представительство федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации

В целях развития въездного туризма в Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представительства за пределами Российской Федерации. Порядок создания, деятельности и ликвидации указанных представительств определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации разработать и утвердить Положение "О туристском гарантийном фонде при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма, а также привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Все коммерческие организации с участием иностранного капитала, осуществляющие экскурсионную, туристскую деятельность в сфере внутреннего, въездного, социального туризма в течение одного года после принятия настоящего Федерального закона должны привести свою деятельность в соответствие с его положениями.

Пояснительная записка
к Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" вступил в силу 3 декабря 1996 г. и стал основой для формирования новой отрасли законодательства - законодательства о туристской деятельности. Вместе с тем, практика применения Закона уже выявила некоторые противоречия и недостатки устранение которых необходимо для более успешного развития туризма в Российской Федерации.
Наряду с этим, все возрастающее сотрудничество России с Всемирной торговой организацией, а также Европейским Экономическим Союзом требует разработки современного законодательства, адекватного правовому регулированию туризма в развитых в туристском отношении странах. На это прямо указывают положения ст.55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией и Европейским сообществом (Корфу, 24 июня 1994 г.). Согласно данному соглашению стороны признают, что "важным условием для укрепления экономических связей между Россией и ЕС является сближение законодательства. Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества".
Следует обратить внимание и на то, что при наложении "вето" на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Президент Российской Федерации указал на необходимость пересмотра концепции данного Федерального закона, предусмотрев в нем в первую очередь, введение норм, обеспечивающих законные интересы российских граждан при получении туристских услуг.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность. Закон регулирует отношения между гражданами и предпринимателями в сфере туристской деятельности, а также отношения между последними. В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом субъекты Российской Федерации не могут принимать нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, так как это относится к исключительному ведению Российской Федерации 1.
В связи с этим для устранения последующих коллизий в законодательстве в ст. 3 проекта предлагается указать на приоритетный характер общих норм гражданского права в законодательстве о туристской деятельности. В то же время, законопроект не ограничивает региональное нормотворчество в сфере туризма и допускает разработку нормативных актов о развитии и совершенствовании, государственной поддержки приоритетных видов туризма, туристской индустрии и туристских ресурсов и т.д.
Несмотря на то, что в Законе "Об основах туристской деятельности" сформулированы понятия турагентской и туроператорской деятельности, вопрос об их законодательном разграничении продолжает оставаться актуальным. Законопроект предлагает более четкое их определение, что представляется особенно необходимым при раздельном лицензировании туроператорской и турагентской деятельности.
Закон о туристской деятельности не определяет минимальный набор услуг, позволяющий говорить о наличии или отсутствии комплексной туристской услуги - турпродукта (тура). Данное, положение, а также определение "услуг в сфере туризма" нашли свое отражение в проекте.
В законопроекте уточняется компетенция федерального органа исполнительной власти в сфере туристской деятельности. В частности, предлагается предоставить данному органу право осуществления не только лицензирования, но и сертификации услуг в сфере туризма, что логично вытекает из его целей и задач и допускается ст. 8 Закона "О сертификации продукции и услуг".
В целях защиты российских туристов и для более качественного правового регулирования отношений между туристом и туроператором (турагентом) статья 11 проекта посвящена договору на туристское обслуживание. В проекте предлагается определение предмета договора на туристское обслуживание (ст.2). В соответствии с Гражданским кодексом договор на туристское обслуживание рассматривается как разновидность договора возмездного оказания услуг. В статье подробно регламентированы: форма договора, порядок его заключения, цена договора, порядок оплаты услуг, ответственность сторон, порядок расторжения договора, недобросовестные условия договора с туристом и др.
В настоящее время вопрос защиты туристов от ненадлежащего исполнения договоров туроператорами (турагентами) и их контрагентами продолжается оставаться актуальным. Необходимость введения гарантий финансовой устойчивости туристских организаций обсуждается на протяжении последних 5 лет и до сих пор не получил своего разрешения в действующем законодательстве. В связи с этим, ст. ст. 18, 19 проекта предлагают введение института страхования гражданской ответственности туроператоров, а также иные формы обеспечения финансовой устойчивости туристских организаций. Данная норма полностью соответствует рекомендациям Всемирной туристской организации и законодательству развитых в туристском отношении стран.
Серьезным фактором, оказывающим влияние на государственную политику в сфере туризма, является необходимость защиты и поддержки интересов национального туристского рынка. Учитывая то, что статья 23 Закона "Об иностранных инвестициях" относит к компетенции (Правительства РФ определение целесообразности введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, а также разработку законопроектов о перечнях указанных запретов и ограничений, предложенные поправки к Закону должны быть согласованы с Правительством. Вместе с тем, до отсутствия соответствующих законов о запретах и ограничениях, разработчики проекта посчитали необходимым рассмотреть данный вопрос и внести соответствующие изменения в законопроект о туристской деятельности с целью их детальной проработки.
Реализация законопроекта не потребует материальных затрат.

 

blog comments powered by Disqus
 
Общий
Опыт. Отели
Бизнес
Попутчики
 



Каталог отелей
Цены туроператоров
Экслюзивные советы по здоровью. Переходите на сайт doskasovetov.com.
Последние темы на форуме


Размещение туров
BigTraveller

Подписка
Контакты

 Погода в Турции
 
 
 
 
Copyright © 2001 Turkey.ru
Карта сайта | Контакты

Идея сайта - VP
Дизайн - YART.RU