Очарованная странница или с дружеским визитом в Анкару, Каппадокию и Мармарис

Опубликовано Февраль 2006

Меня зовут Алина, живу в Новосибирске. Очень жарким сибирским вечером мая 2004 года я вернулась домой с пляжа «У моря Обского», где можно было наблюдать редкую картину – девушки в бикини на чистом песке, горячее солнце и глыбы льда в море (потеплело очень резко) и включила телевизор. По первой программе шел конкурс Евровидение из Турции, где в рекламных заставках показывались разные турецкие красоты и достопримечательности. Я включилась на зарисовке из Каппадокии. А что мне мешает там побывать и лично убедиться в реальности лунного пейзажа этого необычного места? Да ничего. Тем более, что мой друг Сервет из Анкары, с которым я познакомилась три года назад в Мармарисе, давно звал к себе в гости.

Июнь. Билет Новосибирск- Москва – Анкара и обратно выходил дороже, чем прямой чартерный рейс до Даламана, да и на море нужно пожить маленько, поэтому лечу из Новосибирска в Мармарис. Я купила билет и трансфер, отель мне пообещали найти на месте.

МАРМАРИС

Запах моря, цветущих магнолий и соснового леса – это вы подъезжаете к жемчужине Эгейского и Средиземного морей – городу Мармарису. Там меня встретил Фахрэ, друг моего анкарийца, помню в 2001 он только покупал ресторан в Ичмелере, так вот он и меня поселил в отеле Selen 2 в Ичмелере – в 6 км от центра Мармариса. Место это, Ичмелер, считается подороже, потише и конечно свежее и красивее. Зеленые горы, цветущие деревья, парки, лес и голубое море. Отель очень хороший, большой бассейн, до моря метров двести. Соотечественников правда я там не встретила. Без наших людей сразу как-то тихо и скучновато становится. Но компания тебя всегда найдет – в отеле я познакомилась с красавицей-блондинкой Сильвией из Голландии, а на пляже отеля Fortuna-beach c не менее симпатичной Леной из Питера. Кстати о пляжах. Пляжи в самом Мармарисе платные, галечные, очень маленькие, море правда, чистое и голубое. Но не за пляжами приезжают люди в этот развеселый город. Есть, конечно, и клубные отели на отшибе и пять звезд в черте города. В Ичмелере все получше, есть нормальный бесплатный пляж, но я далеко не ходила – маленькая беседа о коммунизме в Турции с охранниками или как там называются смотрящие за пляжем – и все тебе рады и без денег. А коммунизм оказался к моему большому удивлению темой крайне популярной. В следующем сезоне будет популярной тема вступления Турции в ЕС, я думаю.

Самые интересные экскурсии в Мармарисе – рафтинг по горной реке Даламан $35 и поездка Эфес-Памуккале, но я там уже была три года назад, поэтому в этот раз решила съездить на экскурсию Дальян-Каунос $20. Прогулка на лодке, грязи, пляж Клеопатры – за эти деньги сойдет. Но рафтинг лучше – горы, лес, сверкающая река и солнце, и к тому же поработаешь веслами маленько – это здорово. Еще можно съездить на дневную прогулку на небольшом кораблике на целый день $6 с обедом.

Когда ты идешь вечером по Мармарису - есть ощущение – да я отдыхаю. Все вокруг звенит, в общем недаром я сюда приехала. Есть где-то отели с анимацией, но в Мармарисе это все излишне. Да простят меня читающие этот опус туристы, но Испания и Таиланд показались мне просто кладбищем на рассвете по сравнению с Мармарисом. В плане всеобщего веселья, конечно. Ведь самое захватывающее, что я видела в жизни – это храм Святого Семейства в Барселоне. Гауди – гений, посланный нам с другой планеты.

Так прошло шесть дней моего отпуска. Мой анкарийский друг Сервет, позвонив мне в отель в час ночи и не обнаружив меня там, прислал мне сообщение – бери билет на самолет, приезжай завтра же, что ты там и с кем делаешь и т.д. Я и сама уже собиралась

Море было холодным в начале июня, да и как говорится, лицом к морю - спиной к стране, а общение с людьми всегда интересней самых лучших достопримечательностей. Все авиарейсы из Даламана на Анкару были заполнены на два дня вперед. Так что, как я и планировала, поехала автобусом. Анкара находится примерно в 700 км и 11 часов автобусом от моря. Билет в компании Камиль Коч - $25. Автобусная сеть в Турции развита как в России железная дорога. Куча автобусных компаний, прекрасные автобусы, в основном Мерседесы, остановки - ночь-полночь - столовки- рестораны, базар-магазин, туалет – все работает отлично. В автобусе разносят чай, воду, пирожные.

Поскольку ехала я ночью, полюбоваться пейзажами не удалось, запомнилось только как в одном городе, через который мы проезжали где-то в час ночи, народ играл в баскетбол на ярко освещенной площадке.

АНКАРА

Степь да степь кругом, и вдруг, откуда не возьмись огромный зеленый город. Так мне представлялась Анкара, и сейчас я не могу избавиться от этого представления. 13 июня в 8 часов утра я прибыла с дружественным визитом в столицу Турецкой республики. С первой страницы путеводителя вам улыбается Аnкаrа (Angora) cat – ангорская кошка, также сообщается, что центральная Анатолия и до и после нашей эры была центром самой бурной жизни, что название это городу дали кельты - anchor –якорь ( что-то действительно притягивает в этом месте) и что столицей Анкару провозгласил Ататюрк в 1923г.

На огромном автобусном терминале, напоминающем аэропорт Домодедово, меня встретил Сервет, с которым я познакомилась три года назад в Мармарисе, куда он приезжал на неделю по каким-то делам. «I’m perfect» - скромно говорит он о себе. Так, собственно оно и есть. Что радует в турецких мужчинах – большая уверенность в себе. И мой друг - человек очень образованный, интеллигентный и серьезный, а к другому я бы и не поперлась в такую даль, понятно. Хотя, для бешеной собаки семь верст не крюк, как говорится, да и для милого дружка семь верст не околица. Да и тут не семь верст вышло, а все семьсот.

Анкара мне очень напомнила Барселону. Зеленый, ухоженный город, столица, что сказать. Мы посидели в ресторанчике, погуляли по парку, где кто-то играет на гитаре, кто-то глазеет на черных и белых лебедей, плавающих в пруду, парочки сидят на траве. Посмотрели на огромную мечеть Kocatepe.

Турчанки на мой взгляд, очень красивые женщины, но одеты все по-простому – джинсы, рубашка. Юбку увидеть – редкость, как ни странно, особенно на молодой женщине. Хотя по сравнению с Новосибирском и в Париже женщины скромнее одеты, и не мне одной так показалось. Наверное, из-за того, что лето у нас хоть и жаркое, но короткое, отсюда количество красивых и ярко одетых женщин на один метр Красного проспекта явно превышает среднеевропейскую норму.

Уже смеркалось, когда мы подошли к зданию парламента, очень впечатляющий комплекс, стоящий на возвышении, фотографировать его запрещено, как впрочем, и военный памятник на другой стороне площади.

На следующее утро Сервет сказал, чтобы я не ходила одна по улицам, а поскольку он идет на работу, то его друзья составят мне компанию. У его друга своя небольшая частная школа, курсы английского, немецкого и т.д. Сестра Сервета, Нилай как раз готовилась к экзаменам в университет в этой школе. Мы с Нилай сели на метро и приехали в центр города, где находится школа Хикмета. С ним мы поговорили об английских учебниках, которые он написал и издал, а также о торговле мебелью из Ганы, которой он ко всему еще занимается. Я тоже работаю в фирме, производящей мебель, поэтому я взяла все картинки и прайсы на эту дорогущую мебель, ну в качестве сувенира. Хикмету 32 года, не женат – нравы в столице гораздо попроще -сказал он, вот если бы я жил в небольшом городке, женился бы, а так… Потом мы поговорили о коммунизме и социализме – и он не первый и не последний, кто заводит речь о коммунизме. (Я уж думаю, пробудь я в Турции еще неделю-другую, точно прониклась бы этими социалистическими взглядами, например даже на одной из центральных улиц с аллеей посередине, кроме кучи торговцев всякой всячиной, толпы народа ходят люди с коммунистическими лозунгами в руках . Обычное явление, как и обрывки таких же газет и лозунгов на стенах рядом с рекламой гастролей Таркана.)

Ну и дальше Хикмет поведал, как не любят Горбачева в Турции, как забросали его в университете помидорами, когда он туда приезжал, и как уважают Путина. Потом меня угостили очень плотным завтраком и сказали, пошли, раз уж приехала, расскажешь нам что-нибудь. В аудитории собрались студенты, Хикмет сказал – вот наша гостья из России, задайте вопросы. Пока все молчали, я начала со стандартного монолога сибиряка на тему: вы тут счастливые в тепле живете, а мы в Сибири, закон – тайга, медведь – прокурор, Новосибирск – культурный и промышленный центр. Не так здорово я правда, говорю по-английски, но для таких возвышенных бесед вполне хватает. Потом мне задали вопросы о Москве, Кремлин-сарае и судьбе турков в России. После того как я рассказала о медведях, об ослепленных строителях Василия Блаженного и о том, как турки работают на стройках в Анадыре при –50, ребята взгрустнули. Впрочем, я же добрая, есть еще рассказ о том, что торговля дубленками в Сибири приносит ощутимые прибыли. Да и турецкие строители в Анадыре зарабатывают будь здоров, слава Абрамовичу, ну так по крайней мере рассказывал один мой знакомый, работавший там тоже.

Дальше я с братом Хикмета, который преподает в этой же школе пошла в Аниткабир – мавзолей и музей Мустафы Кемаля Ататюрка. Ататюрк – символ Турции, человек-революция, Турция встала на путь либерализма, огромных экономических и культурных преобразований при нем, не буду рассказывать здесь, много о нем интересной информации в интернете. Аниткабир – огромное сооружение, стоящее на холме, окруженное прекрасным садом. Мне очень понравилось. В музее ходили местные школьники и группа вездесущих японцев. К началу вечерних занятий мы вернулись в школу, туда же подтянулись другие преподаватели и студенты. Мы поговорили о судьбе женщины в Турции. Феминизм продвигается, но женщины в полях, а мужчины за компьютерами, рассуждали парни, затянувшись сигаретой и попивая чаек. Впрочем, кто сказал, что руководить легко.

Дальше пришел мой севгилим и продолжил руководство моим отдыхом. Вечером мы с Серветом мы поднялись к Цитадели. Это крепость и дома в традиционном стиле находятся в самом старом районе Анкары. И оттуда открывается изумительная панорама. На обратном пути мы зашли в музей анатолийской цивилизации. Поужинали в каком-то парке, где люди катаются на речном трамвайчике по озеру при свете многочисленных огней. А к ужину приносят чай в самоваре. Да, девушки со своим самоваром в Турцию ездить не стоит. Ну, это я опять отвлеклась.

Метро в Анкаре очень чистое, удобное, не знаю, сколько станций там, правда. В Новосибирске все равно метро самое шикарное и стерильное. Всего двенадцать станций, но может быть у Москвы совесть проснется... Ладно, не смейтесь.

В общем, в Анкаре хорошо, но отпуск не резиновый, к сожалению, и, побродив еще полдня по Анкаре, я отправилась в Каппадокию. Сервет со мной поехать не смог, но сказал, что его университетский друг, местный главный врач, которого там каждая собака знает, меня там встретит и организует, пять раз повторил, чтобы я не ходила одна по улицам, заставил выучить название Деринкую, после чего мы распрощались. Где-то в двухстах километрах на юго-восток от Анкары располагается эта чудесная местность - Каппадокия.

Каппадокия

В шесть часов вечера автобус прибыл в Нефшехир – центр области. Пока я ждала автобус до Деринкую, зашла на автовокзале в турагенство Rock Tawn, ребята, работающие там, выдали мне очень удобную схематичную карту Кападокии, долго отговаривали ехать в Деринкую, сказав, что если я сейчас уеду, то обратно не вернусь сегодня, так как последний автобус оттуда в 18-00 и что кроме подземного города, ничего доброго там нет. Все это была чистая правда, и если бы я не была ответственным человеком, я бы осталась в Невшехире в гостинице за 8-10 долларов. Но раз уж я обещала.. В Деринкую меня встретил доктор Сулейман и на своей тойоте довез меня до единственной, но большой гостиницы. Я в ней оказалась единственным постояльцем. Вечером я поужинала в одиночестве в огромном зале ресторана, посмотрела чемпионат Европы по футболу в обществе местного дантиста, управляющего этого хотеля, и еще кого-то из сливок местного общества. Опять развлекала людей рассказами о Сибири, и все уже посчитали меня за интеллигентную девушку, как оно собственно и есть, но Остапа понесло, и я спросила, где тут можно взять напрокат ослика. Да, я читала в путеводителе накануне, что есть места, где этих осликов навалом, а Каппадокия большая и чтобы проникнуться историей нужно сесть на длинноухого и прокатиться не спеша. Само собой, я не собиралась ездить на ослике, хотя это было бы картина круче, чем Наталья Варлей в Кавказской пленнице, когда она появляется на горной дороге одна, без сумки, денег, документов и теплых вещей. Не дай бог никому оказаться в такой ситуации. Мои новые знакомые не поняли, что я решила так пошутить, сказали, что лучше взять напрокат мотоцикл, и на следующее утро, хозяин отеля проследил с кем я уехала, мало ли что, у девушки может с головой не все в порядке.

А утром я решила присоединиться к какой-нибудь тур группе, села около ресторанчика рядом с подземным городом. Тут подкатили два автобуса с кучей девчонок-старшеклассниц из города Кaraman, двумя учительницами и мужичком-сопровождающим. Одна из учительниц говорила по-английски, и мы с ней быстро договорились, что они возьмут меня с собой. Мы пробежали с девчонками по подземному городу, там они подняли такой крик, что всем подземным духам христиан, которые в седьмом веке скрывались там от преследований, поплохело, наверное. В этом городе были и есть и вентиляционные шахты, и склады, кухни и т.д. Далее мы сели в автобусы, завели развеселую музыку и с песнями и танцами поехали по Кападокии. Мы увидели цветущие маки в долине Ихлара, где мои веселые спутницы могли бы позировать Васнецову для его Аленушки, присев у реки Meledeniz, превратившей долину в огромный каньон. Национальный парк Гёреме и музей под открытым небом, монастыри церкви, вырубленные в камне в византийские времена, чьи охряные фрески отражают гармонию окружающего пейзажа, все это производит самое светлое впечатление. Если добавить ветер, который гуляет по лунным пейзажам Кападокии – то это и есть свобода.

Ощущение свободы нарушил лишь визит Джорджа Буша в Анкару, который должен был состояться через неделю после описываемых мной событий. Чем мне Буш-то помешал? Я ожидала увидеть над каменными пейзажами множество воздушных шаров (так обещают рекламные буклеты) – но полеты отменили в связи с его визитом. Экскурсия на воздушном шаре – дорогое удовольствие, но оно есть. Так что учтите это, если соберетесь полюбоваться каменными грибами и жилищами троглодитов в полном объеме. Когда мы с девчонками прибыли в Ургуп, то первым делом они кинулись скупать изделия народных промыслов, как-будто это они из Сибири приехали, а не я. Ну, я тоже не отстала, ведь каменную тарелку или скульптурку не на каждом углу купишь, а там их делают из мягкого туфа. Ургуп и знаменит домами, вырубленными в камне. Надо было в этом городе в гостинице остановиться.

Еще мы побывали в центре гончарного производства Аваносе, Зелве, Учисаре и еще где-то. В Аваносе можно купить чудесные сувениры – расписные тарелочки, чайнички и прочую утварь. С моими попутчицами я общалась через русско-турецкий разговорник, который я к счастью с собой взяла, а то они в школе немецкий учат, а по-английски никак. Я соответственно немецкий учить не собираюсь. В общем, за весь день мы объехали почти все маршруты, которые местные агентства предлагают на три дня. И поскольку вход во все долины и огромные природные комплексы платный, то эта двенадцатичасовая экскурсия обошлась мне в 30 млн лир, которые я отдала старшей учительнице и это очень оказалось недорого. И напоследок мои учительницы были так добры, что сделали небольшой крюк и довезли меня до Деринкую, где черт дернул меня остановиться.

В половине десятого вечера мои турчанки помахали мне ручкой и отъехали в NIGDE, есть такой большой город, а меня высадили в полной темноте, то есть я попросила высадить меня около автогаража, а гостиница рядом, и водитель честно пытался это сделать, но в Деринкую, называние которого происходит от слова дыра, освещения на улицах очень мало. Поэтому я вышла и задумалась, где же мой суперотель. Около забора сидели какие-то тетки, на чистом турецком языке я поинтересовалась: «Ий акшамлар, лютфен, байян, нереде отогар?», что переводится как «Добрый вечер. Не подскажет ли любезная госпожа по доброте своей как найти конечную остановку автобуса», они начали махать руками в разные стороны и решили, что лучше мне дать провожатых, но десятилетним пацанам явно веселее было понаблюдать, как я буду бродить по улице, так что я вспомнила совет моего анкарийского друга не ходить по улицам одной, как водится все получается наоборот. Кстати, почему я не спросила, где отель.

Я бодро шагала в темноте и предавалась раздумьям о судьбах христиан, которые столетия назад нашли приют в этой необычной местности, пришла к выводу, что на месте их преследователей я бы тоже не стала сильно суетиться, скучновато и каменисто, пустынно все кажется, по крайней мере, для тех, кто хоть раз видел лесные красоты Западной Сибири. Вы не знали, что гонители первых христиан были сибиряками? Теперь вы в курсе. Так я набрела на освещенную дверь, типа офис какой-то. Вот что можно делать в офисе в десять вечера? Я набралась смелости, зашла и сказала нечто вроде: «Чуваки, как бы мне с Рамисом Долганом повидаться (директор гостиницы), а то дело к нему», хорошо, что у этого самого Рамиса на столе стояла табличка с именем. Запоминайте все в дороге, когда пригодится, неизвестно. Мужчины, которые там были, посмотрели на меня с некоторым удивлением, но, тем не менее, один сказал, что проводит меня, дал мне визитку отеля, мы вышли, сели в его джип, тут я, конечно, испугалась, что завезут куда-нибудь, но вообще-то я девушка не робкая, да и целая сумка всяких черепков, которых я накупила тоже может сойти за холодное оружие, но отель как водится оказался за углом, мой провожатый сказал что-то хозяину, наверное, спросил, откуда приезжают такие дурищи. Мы расстались друзьями. Да, такое ощущение, что все в этом небогатом городке ездят на японках, одна я, сиротинка, наивная девочка-чукча, спрашивала, где здесь ослики напрокат. Само собой, я желаю добра и еще кучу японских машин жителям этого гостеприимного селенья. Вечером я посмотрела, как наши проиграли португальцам, закрыв себе дорогу в четвертьфинал, заела горе дыней и баклавой и пошла спать.

Наутро я решила, что мне больше здесь делать нечего, и хотя автобус на Мармарис был лишь в восемь вечера, поехала в Невшехир. Там я побродила по городу немного, вернулась на автовокзал, съела мой любимый чечевичный суп мерджимек-чорба, понаблюдав на огромном экране кулинарную передачу о приготовлении бибер долмасы. Да я тоже так перец готовлю. Дальше я повстречала давешнего знакомого из Rock Tawn. Забыла, как его зовут, но если встретите симпатичного парня с длинными волосами, я скажу, что это очень милый юноша, часов пять он развлекал меня беседами о коммунизме, турецкой экономике, образовании и безработице, о турбизнесе в Кападокии, хотя я и предупредила, что уезжаю вечером, ну и не был бы он турком, если бы не предложил найти гостиницу, переночевать у него, не подумай ничего плохого и т.д, но раз уж я решила, что времени мало и надо вернуться к соснам и морю, то возвращайся, он даже подарил мне напоследок пирожных и я уехала.

Дорогие друзья, если у вас будет возможность, побывайте в Каппадокии, не сравнить, конечно, с чудесными пейзажами, светлыми березовыми лесами, лугами, холмами и полями, что открываются проезжающим по трассе Новосибирск- Ленинск-Кузнецкий, но все равно очень и очень красиво, необычно и трогательно. Не зря же едут сюда толпы туристов из Канады и Японии. Из России маловато, правда. Но Дима, что торгует экскурсиями в Ичмелере, сказал, что в Каппадокии здорово Новый год встречать. Есть здесь и гора Эркийес (3916). На прикольной карте, что я купила, нарисовано, что с нее можно кататься на лыжах и заниматься альпинизмом, а рядом пасти овечек. Еще карта-комикс советует рыбачить в реке Кызыл, напоить своего ослика в озерке Дэйирмен, пожарить костер у горы Хасан, косить траву и любоваться на уток, будь они неладны со своим гриппом, в парке Султан сазлыи. Все названия я читаю по-турецки, так что если что не так написала, извините.

Ехать из Невшихира до Мармариса со всеми многочисленными остановками часов тринадцать. Еще по пути была пересадка с автобуса одной кампании на другую, там я познакомилась с самым красивым парнем, которго я видела в Турции, он оказался муллой и ехал со своей бандурой в городок в стороне от Мармариса, и мужичком, который проследил, чтобы никто из пассажиров не отстал, оба они сошли где-то под Таганрогом среди бескрайних полей. Я об этом рассказываю, потому, что в Мугле, в часе уже от Мармариса, я пошла в туалет, не предупредила водителя и отстала от автобуса. И поскольку народ все время заходил-выходил, никто и не заметил моего отсутствия. Но все обошлось, со станции позвонили в Мармарис, предупредили о моем багаже, я села на местный автобус, чемодан мой мне выдали в автобусной конторе в Мармарисе, правда на верхней полке я оставила пакет с фотоаппаратом, за ним пришлось еще раз мотаться на отогар, но мы-таки нашли этот автобус и мой фотоаппарат.

СНОВА МАРМАРИС

На этот раз я решила поселиться в центре. Пятьдесят метров от главной дороги и найдете комнату с кондиционером и завтраком за 20 уе в маленькой гостинице. Сходила на пляж, на мероприятие Турецкая ночь, где конечно поразила всех своими танцами. Да, похвасталась, но ведь это чистая правда. Я же спортсменка. Пошла после этого на дискотеки бар-стрит, потанцевала и там, никто из местных мачо мне не приглянулся, а там таких красавцев полно, выбирай не хочу. Но у меня же есть один мужчина в Турции.

Что вам еще рассказать. Много британцев отдыхает в Мармарисе. Из всех иностранцев, с которыми мне удалось пообщаться в разное время, жители Альбиона всех приятнее, веселее и милее. Или это мне так повезло. Вот например, Пиетр из Кардифа – зеленоглазый блондин, игрок в регби, одиноко изучающий русский язык в уэльском городе Кардиф. Я сказала, что я из Новосибирска, вот попробуйте, вспомните, дорогие жители Москвы и других мест, какие есть города рядом с Новосибирском? Он сразу мне рассказал, что рядом есть города Омск и Томск, ну и Уфа, это не совсем рядом, но шок – это по-нашему. Да и я давно ни с кем не разговаривала о черном юморе в английской народной поэзии. Еще интересно, что вполне оптимистичный и доброжелательный парень, про свою работу в Америке и про американцев рассказывал, будто вчера на концерте Задорнова побывал. Сейчас мы переписываемся изредка с прекрасным валийцем.

Что сказать напоследок, Турция обрадует вас всегда, какой бы отдых и маршрут вы не выбрали. И жители встретят вас со всем гостеприимством, за что им большое спасибо, ведь главное не море, пляжи и достопримечательности – а люди, которых мы встречаем на своем пути. Но Эфес, Памуккале и Стамбул посетить нужно обязательно. Съезжу-ка я на новый год в Турцию, тем более, что мой анкарийский друг Сервет зовет меня в гости. Где-то я это уже писала.

Турция смотрит на меня издалека оптимистичными глазами ослика, которого я таки встретила в Каппадокии, а вы дорогие друзья, если есть вопросы или отзывы пишите

alinasin@inbox.ru, мне будет очень приятно.